Поставки под контролем: в Хабаровском крае борются с угрозой топливного кризиса
8 октября, 18:12
Поделиться новостью
Приход октября в Хабаровском крае ознаменовала паника автолюбителей. Ограничения на заправку и ажиотажный спрос на топливо в некоторых районах заставили владельцев легковушек, внедорожников и машин покрупнее выстроиться в многочасовые очереди. Воспоминания об отпуске в Приморье, неожиданно подпорченном ожиданием у бензоколонки и ударом по кошельку, еще не развеялись. И вот, казалось, что проблема повторяется уже дома.
Но бензобак, заполненный наполовину, — мера, судя по всему, краткосрочная. О том, что в регионе делается, чтобы авто не превратились в недвижимость, расскажем подробнее.
Эмбарго на экспорт топлива из РФ 2025
В марте 2025-го правительство РФ ввело запрет на экспорт бензина для всех игроков рынка. Предполагалось, что мера будет действовать до сентября. Однако летом срок снятия эмбарго перенесли на 31 октября, а в последний день III квартала принято решение о смещении даты на последний день года.
Одновременно с последним изменением сроков был ограничен вывоз и других видов топлива. До конца года продавать дизельное, судовое топливо и некоторые другие виды горючего (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 421 0 — 2710 19 429 0) смогут только непосредственные производители.
На Дальнем Востоке ограничения на реализацию продукции коснутся преимущественно работы двух нефтеперерабатывающих заводов в Хабаровском крае. Но, вспоминая августовский кризис, накрывший Приморье, назвать решение о продлении эмбарго необоснованным язык не повернется. Напомним, что в конце лета на заправках региона ожидание длилось по несколько часов, а СМИ писали о существенном повышении цен.
«Туристический поток в этом сезоне идет с превышением на 30%. Уже и сами жители создают искусственный ажиотаж, когда они заправляют помимо баков своих машин также канистры, различные емкости, которые привозят. И у нас заканчивается от этого быстро топливо», — объяснила причины возникших проблем министр энергетики Приморья Елена Шиш.
Сложности с поставками возникли и в других регионах Дальнего Востока. Но, например, в случае с Хабаровским краем существенных скачков цен для конечных потребителей удалось избежать, а в ситуацию с дефицитом бензина своевременно вмешалось правительство региона.
В Хабаровском крае снабжение АЗС взяли под контроль
В день продления эмбарго на экспорт бензина из РФ глава Ванинского района Алексей Маслов в своем телеграм-канале (18+) опубликовал комментарий директора единственной работающей на территории муниципалитета АЗС. Из него следует, что одной из причин отсутствия топлива на заправке является прекращение работы других станций. Оставшись безальтернативным источником топлива для предпринимателей и населения, организация попросту не справилась с увеличившимся в несколько крат спросом.
«Для того чтобы дождаться следующих поставок, введены ограничения на отпуск бензина в розницу — не более 30 литров на один бак, реализация в канистры запрещена», — комментировал предприниматель.
На следующий день, 1 октября, губернатор Дмитрий Демешин в своем телеграм-канале (18+) сообщил, что взял под личный контроль поставки топлива в районы, где зафиксировали очереди на автозаправочных станциях.
«У нас наблюдается снижение поставок бензина. Понятно, что наши заводы — и хабаровский, и комсомольский — помогают западным поставкам, но это вызывает обеспокоенность наших людей. Задача, которая стоит перед вами: подключить ФАС, органы прокуратуры, провести проверку. Так, чтобы по прямым договорам поставляли топливо наши хабаровский и комсомольский заводы организациям, которые осуществляют поставки населению. Мы в данном случае исходим из потребности наших людей. И задача вам — в течение 2 недель этот вопрос решить. Так, чтобы и в Ванино, и в Совгавани, и на других АЗС топливо было. Необходимые письма я готов буду подписать», — отметил губернатор Хабаровского края.
В этом же сообщении глава региона обозначил потребности Советско-Гаванского и Ванинского районов в бензине — 300 тонн в сутки. К моменту публикации все шесть АЗС вернулись к работе, а на побережье Татарского пролива были доставлены 117 тонн топлива.
Для контроля над ситуацией был создан оперативный штаб, который возглавила зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре Ирина Горбачева. Структура призвана не только решать вопросы обеспечения граждан продуктами нефтепереработки, но и устранять причины, по которым возник дефицит.
«Будем работать с причиной проблемы, а именно с тем, что частные АЗС не могли закупить достаточные объемы топлива на бирже (это спровоцировало дефицит и рост цен — его обоснованность, кстати, тоже проверим)», — подчеркнул Дмитрий Демешин.
На одном из заседаний оперативного штаба, посвященного обозначенной губернатором задаче, журналистам «Дальневосточного обозрения» удалось побывать.
Топливный кризис 2025 допущен не будет. Работа в режиме нон-стоп
К пятничному заседанию присоединились зампред по инфраструктуре Ирина Горбачева, глава Минэнерго региона Герман Тютюков, представители региональных прокуратуры и управления ФАС, главы районов и игроки отрасли.
Ирина Горбачева
В частности, главы Ванинского и Советско-Гаванского районов доложили об обстановке на автозаправках своих территорий. Также о ситуации рассказали представители администраций Верхнебуреинского и Ульчского районов. В Чегдомыне тоже ограничили отпуск топлива на каждое физическое и юридическое лицо в ожидании поставок, проведенных еще летом. В Ульчском районе одна из АЗС остановила работу, но для территории, которую обслуживает станция, такие перебои — не сенсация. Народных волнений происходящее не вызвало, а доставка бензина ожидалась уже в ближайшие дни.
— Прошу отчитываться о ситуации дважды в сутки: по состоянию на 8 утра и 8 вечера, — настояла Ирина Горбачева. — Мы дважды в день собираемся и анализируем ситуацию, если есть проблемы, ищем пути для их решения. Если поставка где-то тормозится, связываемся с РЖД, чтобы в приоритетном порядке ее ускорить.
Следом докладывали руководители АЗС региона. Из Хабаровского района сообщили, что ситуация стабильная, хотя предприятия также испытывали проблемы с закупками на бирже. Заправка, на какое-то время ставшая единственной работающей в Ванинском районе, как и писал губернатор, невольным монополистом быть перестала:
— Сохраняем установленный ранее лимит для клиентов во избежание ажиотажного спроса, — завершил свой отчет директор АЗС Александр Мухин.
— На следующей неделе посмотрим, спадет ли ажиотаж. Пока сохраняйте, — подтвердила Ирина Горбачева.
Слово предоставили и производителям топлива. Оба завода, расположенные на территории Хабаровского края, сообщили, что топливо на предприятиях производится в запланированных объемах.
— Спасибо за своевременную реакцию на письмо [подписанное губернатором], — поблагодарила представителя одного из нефтеперерабатывающих заводов Ирина Горбачева.
Совещание продлилось около 40 минут. По его окончании зампред по инфраструктуре сообщила журналистам о результатах проделанной за несколько суток работы.
— Основная причина дефицита топлива в некоторых районах — работа с биржами. В ручном режиме контролировали в течение четырех дней данную ситуацию. По Хабаровскому краю в рамках двух районов нам удалось по состоянию на сегодняшнее (3 октября — прим. ред.) утро, к 8:15 стабилизировать ситуацию. Все автозаправочные комплексы Советско-Гаванского и Ванинского районов работают. Мы пока не сняли ограничения на продажу топлива, посмотрим тенденцию к снижению [ажиотажа]. В настоящий момент идет отгрузка топлива на станции.
Превентивные меры будут приняты и для Верхнебуреинского и Ульчского районов.
— Главы докладывают, что на данный момент топлива достаточно. Конечно, будем отрабатывать совместно с ДВЖД схему продвижения вагонов, чтобы не было отставаний по графику. Наш штаб работает в круглосуточном режиме. Берем информацию от всех поставщиков топлива вне зависимости от района. Нужно отметить, что никакого снижения поставок топлива на наших двух заводах нет. Приостановок производства не было. Наоборот, предприятия продолжили работу по летнему графику, не переходя на осенний и зимний темпы производства, — добавила Ирина Горбачева.
Глава оперативного штаба подчеркнула, что ряд вопросов решается при содействии федеральных министерств и ведомств. В частности, активно способствует выправлению ситуации первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
Как добавила зампред правительства Хабаровского края по инфраструктуре, активно обсуждается и вопрос организации закупок, минуя биржу.
— У наших автозаправщиков местных, к сожалению, нет возможности закупаться у производителей одними из первых. Поэтому сейчас совместно с министерством энергетики отрабатываем возможность стабилизации поставок на биржевых рынках. Ищем возможности для того, чтобы ряд потребностей можно было закрыть прямыми договорами. Данный вопрос уже обсуждается с производителями топлива. Пока мы тот объем, который уже прошел через биржу, помогаем доставить как можно оперативнее. После покупки топлива по контракту доставка осуществляется в период от 30 до 45 дней. И первостепенная задача — обеспечить отгрузку уже приобретенного товара в максимально короткие сроки по уже заключенным договорам, — расставила приоритеты Ирина Горбачева.
Что говорит наука?
Предпринимаемые властями региона действия мы попросили прокомментировать кандидата экономических наук Владимира Норина. Первым делом уточнили резонность подключения к вопросу регулирующих органов.
Владимир Норин
— Абсолютно правильно губернатор принял решение подключить к вопросу ФАС и прокуратуру. Если производство не сокращалось, а на заправках бензина нет, то куда топливо подевалось? Здесь определенно есть повод для внимания надзорных и антимонопольных органов, — отмечает эксперт.
Инициативу по уходу от биржевых торгов в сложные периоды экономист также поддержал.
— Сложные внешнеполитические условия, в которых находится наша страна, диктуют свои методы. Необходимо уходить от биржевых поставок и обеспечивать прямые. Например, чтобы правительство субъекта федерации заключало договор с непосредственным производителем на определенные объемы бензина, дизеля и так далее. При этом, следить, чтобы нефтеперерабатывающие заводы не устанавливали монопольные цены. Стоимость производства топлива можно рассчитать, а со стороны правительства установить максимальную возможную наценку. И заключать прямые контракты, — считает Владимир Норин.
Еще одним возможным вариантом в сложившейся ситуации, отмечает эксперт, может стать установление лимитов, которые должны обеспечить предприятия.
— Возможно, стоит определить приоритеты, по которым производители бензина будут обеспечивать поставки. Ежегодно рассчитывать потребность региона в топливе, заключать контракт на прямые поставки на данный объем и лишь то, что произведено сверх этой планки, реализовывать на бирже, — рассудил кандидат экономических наук.
Впрочем, прямые поставки или приоритет местных заказчиков на топливной бирже — задача, которая потребует времени и дальнейшей проработки. А оперативные меры, предпринятые штабом, определенный эффект уже дали.
— Благодаря совместной работе с Минэнерго РФ количество топлива, выставляемого на бирже, за сутки увеличилось, — сообщил губернатор Хабаровского края в эту субботу, добавив, что их, впрочем, все равно еще недостаточно.
Однако очереди на заправках правительству Хабаровского края уже удалось побороть. Остаток выделенных двух недель, судя по всему, команда губернатора потратит на устранение корня проблем. Приморский сценарий не повторился.
Больше о бизнесе и политике в Хабаровском крае читайте в рубрике «Дальневосточного обозрения».
Фото: Ольга Цыкарева, тг-канал (18+) «ДЕМЕШИН», freepik (18+)
Возрастная маркировка 18+
На данной странице распространяется информация интернет-портала, освещающего деятельность периодического печатного издания, газеты «Дальневосточное Обозрение», свидетельство ПИ
№ ТУ27-00778 от 28 апреля 2023 г.
Учредитель и издатель газеты: ООО «Коммуникационная группа «Медиатехнологии».
Главный редактор газеты: Никитенко Евгений Владимирович